На главную
Главная страница
Пишите письма

Главная страница » Отчёты » Отчёт по горному походу 2 категории сложности
Авторизация
Логин:

Пароль :


Регистрация
Напомнить пароль?
Навигация по сайту
Главная Объявления
Наш клуб Турлагерь
События Походы
Соревнования Отчёты
 
Туристическая школа
Социальный отдых
Наши партнёры
Обратная связь
Форум
Календарь
«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Информация
Уважаемые посетители, приветствуем Вас на туристическом портале
города героя Тулы.
Наш опрос
Когда любим ходить в поход?

Летом
Осенью
Зимой
Весной
Последние отзывы
От aleks19 в новости:
Отчётно-перевыборное собрание Федерации спортивного туризма Тульской области
---------------------------
От aleks19 в новости:
С НОВЫМ 2012 ГОДОМ!!
---------------------------
От tulatur в новости:
Чемпионат Тульской области по Спортивному туризму "дистанции" - "Фестиваль туризма"
---------------------------
От Павел в новости:
Чемпионат Тульской области по Спортивному туризму "дистанции" - "Фестиваль туризма"
---------------------------
От tulatur в новости:
Чемпионат Тульской области по Спортивному туризму "дистанции" - "Фестиваль туризма"
---------------------------
От siriys в новости:
Чемпионат Тульской области по Спортивному туризму "дистанции" - "Фестиваль туризма"
---------------------------
От aleks19 в новости:
Про официальный запрет на плато Чатыр-Даг
---------------------------
От tulatur в новости:
Тульская Эльбрусиада
---------------------------
От lelochka в новости:
Тульская Эльбрусиада
---------------------------
От betbb в новости:
Как писать походный дневник
---------------------------
Архив новостей
Апрель 2017 (4)
Январь 2016 (11)
Декабрь 2011 (2)
Октябрь 2011 (1)
Сентябрь 2011 (2)
Апрель 2011 (1)
Декабрь 2010 (1)
Апрель 2010 (1)
Сентябрь 2009 (1)
Апрель 2009 (2)
Февраль 2009 (1)
Январь 2009 (1)
Октябрь 2008 (1)
Июль 2008 (2)
Март 2008 (1)
Февраль 2008 (1)
Январь 2008 (1)
Декабрь 2007 (1)
Октябрь 2007 (8)
Сентябрь 2007 (5)
Апрель 2007 (8)
Март 2007 (8)
Февраль 2007 (10)
Январь 2007 (3)
Спонсоры

скачать программу для создания

Отчёт по горному походу 2 категории сложности Отчёты
турклуб “Одиссей”

ОТЧЕТ

о горном походе 2 к.с. по Западному Кавказу

(Узункол,Гондарай,Уллукам)


22 июля – 5 августа 2007 г.


Руководитель: Кочкин А.В.


Тула 2007



СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ



1. ПРОВОДЯЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - турклуб "Одиссей", г.Тула.
2. РАЙОН ПОХОДА – Западный Кавказ (Узункол, Гондарай,
Уллукам), Приэльбрусье.
3. ОБЩИЕ СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О МАРШРУТЕ

Вид туризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .горный;
Категория сложности похода. . . . . . . . . . . . . .вторая;
Протяженность активной части похода .100,5 х 1,2 = 120,6 км;
Продолжительность общая . . . . . . . . . . . . . . 15 дней;
Ходовых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 дней;
Сроки проведения. . . . . . . . .с 22.07 по 05.08 2007 года.


4. ПОДРОБНАЯ НИТКА МАРШРУТА


а) Заявленный маршрут:
г.Невинномысск – г.Черкесск - пос.Хурзук – р.Уллукам - р.Гаралыкол – р.Черенкол – пер.Черенкол,3280,1А* - пер.Беляева,3480,1Б – в.Узловая,3562,1Б ,рад. - р.Джалпакол – р.Гондарай – р.Индрикой – р.Актебе - пер.Гвандра Малая,3350,1Б – р.Мырды – а/л"Узункол" – р.Узункол – р.Уллукам - пер.Хотютау,3456,1Б – озеро – ст."Старый кругозор" – пос.Терскол - г.Пятигорск.

б) Пройденный маршрут:
г.Невинномысск – г.Черкесск - пос.Хурзук – р.Уллукам - р.Гаралыкол – р.Черенкол – пер.Черенкол,3280,1А* - пер.Беляева,3480,1Б – р.Джалпакол – р.Гондарай – р.Индрикой – р.Актебе - пер.Гвандра Малая,3350,1Б – р.Мырды – а/л"Узункол" – р.Узункол – р.Уллукам - пер.Хотютау,3456,1Б – озеро – ст."Старый кругозор" – пос.Терскол - г.Пятигорск.

5. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ МАРШРУТА



Вид Категория трудности Длина Характеристика Путь прохож-дения

пер.Беляева 1Б 3480,снежно-ледовоосыпной см. гл.8 Основного раздела

пер.Гвандра Малая 1Б 3350,снежно-ледовоскальный

пер.Хотютау 1Б 3456,ледово-осыпной


6. ДАННЫЕ ОБ УЧАСТНИКАХ


Ф.И.О. Адрес телефон,e–mail

Кочкин Анатолий Валентинович – руководитель, г.Тула,ул.Горького,д.8, кв.29

Атрашкевич Евгения Павловна - завхоз, г.Тула, ул.Оружейная, д.25,кв.31

Дадзе Артём Александрович – ремонтник,г.Москва,ул.Лефортовский вал,д.11,корп.2,кв.112

Дадзе Ольга Игоревна - медик,г.Тула,ул.Хомяковская, д.17,кв.63


7. АДРЕС ХРАНЕНИЯ ОТЧЕТА – библиотека турклуба "Одиссей".


8. ПОХОД РАССМОТРЕН МКК _____________________________________

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО РАЗДЕЛА


1. Условные обозначения и сокращения
2. Общие замечания
3. Общая смысловая идея похода
4. Варианты подъезда и отъезда
5. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
6. Изменения маршрута и их причины
7. График движения
8. Техническое описание прохождения группой маршрута

8.1. пер.Черенкол,3280,1А*
8.2. пер.Беляева,3480,1Б
8.3. пер.Гвандра Малая,3350,1Б
8.4. пер.Хотютау,3456,1Б

9. Потенциально опасные участки на маршруте
10. Перечень наиболее интересных природных,исторических и др. объектов на маршруте
11. Дополнительные сведения о походе
12. Стоимость проживания,питания,снаряжения,средств передвижения
13. Итоги,выводы и рекомендации по прохождению маршрута
14. Литература
15. Высотный график похода
16. Картографический материал
17. Полезные сведения

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

1. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

а/в – автовокзал;
а/л - альплагерь;
а/м - автомашина;
берг - бергшрунд;
в. – вершина;
гл. – глава;
ГКХ – главный кавказский хребет;
ЖДВ – железнодорожный вокзал;
КД - канатная дорога;
л. – ледник;
МГЦТК – Московский Городской Центральный Туристический Клуб;
м/к – маршрутная книжка;
МН - место ночёвки;
н/к – некатегорийный (перевал);
пг/з - погранзастава;
пг/о - погранотряд;
пеш. – пешком;
пос. – посёлок;
ПХД - по ходу движения
р. – река;
с. – селение;
см. – смотри;
ст. – станция;
т/б – туристическая база;
т/к – туристический клуб;
ущ. - ущелье
 - место бивака (на фото).

2. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1). О пограничниках.

Северный Кавказ с развалом СССР стал для России пограничным районом, для посещения которого требуется пропуск. Получить его (для районов Архыз, Домбай, Узункол) можно в пг/о в г.Черкесске, где вероятны очереди и другие "напряги", т.к. после затишья 90-х годов количество туристов постоянно растет. Особенно это характерно для "пиковых" дней - после выходных и праздников. (Сведения о возможности получить пропуск в "филиалах" пг/о непосредственно "на местах" требуют проверки и уточнения).
Чтобы не тратить драгоценное время, мы связались по e-mail с сотрудниками фирмы "Барс" из Домбая: bars@dombai.info. Их также можно найти: по тел.(87872) 5-82-23 и на сайте www. dombai.info/info bars.shtml. За 2000 руб. с группы нам предоставили ВАЗ – 2109 для проезда от Черкесска до Хурзука (за 3000 нас были готовы встретить в Невинномысске), и ещё по 100 руб. с человека мы отдали за оформленный "Барсом" пропуск в пг/з.
Пытаться "проскочить" без пропуска не стоит – пограничники довольно густо гуляют по ущельям дозорами.
Наши опасения, что Черкесский пг/о выдает пропуска только в Карачаево-Черкессию не подтвердились, и два встреченных дозора (один на "Ворошиловских кошах", другой – под пер.Хотютау) спокойно пропустили нас в Кабардино-Балкарию.

2). О тактике похода и погоде.

Подъем обычно объявлялся в 5.30 – 6.00, в зависимости от напряженности задачи на день. Сборы бывали не быстрыми, так что выход происходил в 8.00 – 8.30.
Состав группы (да простят меня девушки) трудно назвать оптимальным со спортивной точки зрения, поэтому для снижения веса рюкзаков были предприняты некоторые меры.
Во-первых, начало маршрута было традиционно кольцевым, поэтому часть продуктов и вещей были оставлены в заброске.
Во-вторых, с учетом невысокой категории похода была взята всего одна верёвка 50 метров диаметром 8 мм (нехорошо, но вертикалей не ожидалось), что предполагало работу первого (последнего) с нижней страховкой.
В-третьих, в целях уменьшения количества требуемого горючего, на завтрак широко использовались качественные и вкусные продукты быстрого приготовления: картофельное пюре ("Магги"), крупа для каш (серия "Крупно"), заливаемые кипятком и практически не требующие дальнейшей варки. На ужин несколько раз взамен тяжёлой тушёнки для супа использовались кубик-концентрат и 80 грамм колбасы (вкусно!). На 4 человек было взято 4,5 л бензина и 4 газовых баллона примерно по 0,5 литра, из них 1,5 л бензина и 1 баллон так и не были использованы.
Это позволило довести стартовый вес груза (расчетный) на первом отрезке ("кольце") примерно до 28 кг для мужчин и 18 для женщин.
Погода в течение двух недель нашего похода стояла просто исключительная – солнце, иногда лёгкая облачность, тепло, сухо. В прошлом 2006 году она также установилась после 20-го июля. Возможно, это уже тенденция. Правда, последний вечер нам всё-таки "подмочила" приличная гроза.
Как бы там ни было, ледники и снежники стремительно, просто на глазах, отступают, нужно иметь это ввиду при поиске и использовании описаний перевалов и вершин.
Кроме того, некоторые перевалы и вершины, примыкающие непосредственно к границе, могут быть закрыты для прохождения пограничниками. Исходя из этого, например, нами для прохождения из двух параллельных перевалов Актебе и Гвандра Малая был выбран последний, хотя интереснее был бы первый, как более близкий к ГКХ. Кстати, народ его в этом году ходил. Видимо, при разработке маршрута нужно было проконсультироваться хотя бы с администрацией а/л "Узункол".

3). О терминах.

Понятия "левый" и "правый", относящиеся к моренам, берегам рек и т.п. следует понимать, если не оговорено иное, в орографическом смысле (т.е. по отношению к наблюдателю, стоящему лицом в долину, вдоль течения воды).
Время, затраченное на преодоление какого-либо участка маршрута, приводится общее (включая перерывы на отдых), а не чисто ходовое; перекус, при необходимости, упоминается особо. Группа в целом имела степень физической готовности не выше средней.
Названия географических объектов (в основном, рек) за неимением какого-то официального издания могут отличаться от приводимых в других источниках.

4). Разное.

Район проведения похода весьма живописен, во всех пройденных ущельях (за исключением участка ущелья Уллукам ниже впадения р.Чиринкол) в достатке ручьёв с чистой вкусной водой, практически везде в течение получаса можно выйти к приемлемому месту под стоянку.
Скота в горах немного – кошары, пастбища и целые ущелья нередко пустуют. Пастухи - в-основном, гастарбайтеры из Невинки и Ставрополья, местные же предпочитают по-браконьерски вырубать красивейшие леса из кавказской сосны, оставляя после себя жутко выглядящие вырубки с завалами из остатков искорёженных деревьев. Погранцы, похоже, "смазаны", т.к. делают вид, что это их не касается.
В течение похода, во избежание каких-либо инцидентов, старались не разбивать лагерь слишком близко от населённых пунктов и кошар, а также не вступать без необходимости в контакты с местным населением, хотя и считаем, что в любом народе хороших людей всегда гораздо больше, чем "отморозков".
Телеграмму о выходе на маршрут подали из Карачаевска. В ПСС, к сожалению, не поехали – водитель из Домбая сказал, что не знает, где она находится, а мы не стали настаивать.
Мобильная связь действует до пг/з на слиянии рек Уллукам и Узункол ("Мегафон"; другие операторы закончились, по-видимому, ещё раньше). В следующий раз удалось позвонить только из района пос.Терскол.

5). О программной поддержке.

Для просмотра рекомендуется Microsoft Word XP из пакета Microsoft Office XP. В Word 2000 не соберутся из фрагментов панорамные фото, в остальном же проблем не должно быть.
К отчёту прилагается CD с электронной версией отчёта.


3. ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА


Основной целью похода было знакомство с одним из "классических" районов Северного Кавказа.


4. ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА


Общеизвестно, что билеты на поезд желательно брать как можно раньше, идеально – за 45 суток. Особенно актуально это стало теперь, т.к. турфирмы "взяли моду" скупать все билеты "на корню". Можно, конечно, потом у них же и выкупить, но это ещё надо поискать, да и стоить будет дороже. Мы покупали билеты до Невинномысска ровно за месяц и с трудом попали на несоседние верхние боковые места, причём в двух вагонах.
От Невинномысска до Черкесска можно добраться либо в прицепном вагоне (вообще-то их два) поезда Москва – Нальчик, отправляющегося с Казанского вокзала, либо на автобусе, либо на пригородном поезде. (Рекомендуем просмотреть раздел "Полезные сведения" – может встретится что-то нужное, естественно, требующее уточнения.)
Наиболее практичным нам показалось доехать до Невинномысска на поезде №27 Москва – Кисловодск, проходящем через Тулу ночью в 0.33 и прибывающем в 4.17, затем пересесть на этом же ЖДВ на пригородку до Усть-Джегуты, которая отправляется в 5.26 и тащит кроме своих 2-х вагонов ещё 2 прицепных от поезда Москва – Нальчик. Прибытие в Черкесск примерно в 7.30. Проезд стоит 36 руб., билеты берутся непосредственно в пригородке - на вокзале нам их не смогли продать, потому что в кассе их просто… не нашли.
Надо сказать, что прицепные вагоны стоят в Невинке где-то с часу – двух ночи, а духота летом, как правило, неимоверная, так что завидовать их пассажирам я бы не стал.
Как уже упоминалось выше, за 2000 руб. (с группы) фирма "Барс" предоставила нам ВАЗ – 2109 для проезда от Черкесска до Хурзука (за 3000 нас были готовы встретить в Невинномысске). Машина с плакатиком "Встреча Кочкин Тула" ожидала нас на ЖДВ г.Черкесска.
Возращались в Тулу мы на том же поезде Кисловодск – Москва. Садились в Пятигорске, докуда из конечной точки нашего маршрута - пос.Терскол уехать нам показалось не сложно – предложений от частников (в том числе на "Газелях") было достаточно. Прямого автобуса до Пятигорска или Минвод нет, но,говорят, при желании можно добраться до поселка Нижний Баксан, стоящем на шоссе Ростов – Баку, например на автобусе Терскол – Нальчик, а там пересесть на попутную машину или автобус (например, Нальчик – Минводы). За проезд до Пятигорска просят 500 руб., мы сошлись с водителем "Шевроле - Нива" на 350-ти рублях с человека.
Поезд на Москву отправляется из Пятигорска в 20.48, что очень удобно, вот только в Тулу он приходит рановато – в четвертом часу ночи.
Билет на эльбрусскую канатку стоит 80 руб. с человека за один пролет. Ещё 35 руб. – за багаж, к которому отнесли наши рюкзаки. За точность сведений не ручаемся, т.к. получены они были от сопровождающего вагончик джигита, взявшего с нас в итоге по сотне с носа. В кассу мы не успевали, садились на ходу, пришлось поверить ему на слово.


5. АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ЕГО ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ


Район достаточно хорошо освоен, протяженность ущельев невелика, практически в каждом имеются неплохие дороги и тропы. Аварийный выход предполагался в направлении селений Учкулан, Хурзук, Терскол, имеющих автомобильное сообщение.

6. ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ


Не было осуществлено восхождение на в.Узловая,3562,1Б,рад. с пер.Беляева. Это явилось следствием переоценки темпа движения группы при планировании маршрута и недостаточно ранним выходом с бивака. На перевал мы поднялись поздновато, уже после полудня. По описанию 3 часа занимает подъем на вершину, 2 часа – спуск, плюс 1 час стоило положить на запас. Дабы не создавать "экстрим" на ровном месте, от восхождения отказались.
Не было также посещения классической южной седловины заявленного пер.Хотютау,3456,1Б, лежащей в стороне от более логичного пути через скальный массив со спуском по гребню в направлении северной (ложной) седловины.
Примечание руководителя группы: каюсь, был уверен, что наш путь ведёт на один из вариантов перевала. Нет, это был лишь вариант подъёма на перевал. Реально мы побывали на седловине пер.Хотютау Ложный (или по-другому – Хотютау Северный), но на седловине заявленного пер.Хотютау (или Хотютау Южный) не были. Это связано с некоторым пренебрежением к перевалу при подготовке к походу, как к вспомогательному, выводящему с маршрута по новому, интересному району (Гвандринскому). Кроме того, этим путём я уже проходил ранее как участник, знал его, и почему-то рассчитывал, что буквально весь гребень в турах с записками. Кстати, на некоторых картах перевал обозначен именно там, где мы были (см. карту Приэльбрусья на прилагаемом диске). Следует заметить, что категорийность перевалов (Северного и Южного) одинакова.


7. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ



8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА


Примечание: полную версию фотоматериалов можно найти на сайте
http://fotki.yandex.ru/users/tolyan-07


23 июля.

Примерно в 04.20 поездом №27 Москва-Кисловодск прибыли в Невинномысск. Пересели на пригородку на Усть-Джегуту отправлением 05.26. Хоть день был и рабочий (понедельник), местного народа село умеренное количество, тесно в вагоне не было. В 7.40 вылезли в Черкесске. На перроне – куча таксистов с вопросом "Куда едем?". Мы надеялись на заказанную по интернету "Волгу", поэтому быстро проследовали на привокзальную площадь, заполненную машинами и автобусами. "Волги" там не оказалось, но буквально через 3 минуты к нам подошел водитель и сообщил, что фирма "Барс" осуществила "рокировочку", и нам предлагается ехать на "девятке". На листе бумаги под лобовым стеклом машины было напечатано: "Встреча Кочкин Тула".
Договорились, что едем, пока есть асфальт. Вместе с пропуском в пг/з, который нам передал водитель, вышло по 600 рублей с человека. Три рюкзака сунули в багажник, еще один, полегче, положили на колени сидящих сзади.
Заехать в ПСС водила явно не горел желанием, сказал, что не знает где это (?), т.к. не местный, а из Домбая, да и всё равно там ещё не работают - рано. Времени и нам было жалко, поэтому настаивать не стали.
Заехали по пути на телеграф в Карачаевске - подали телеграмму о выходе на маршрут.
В 0,5 км за Хурзуком дорога, по мнению водителя, стала слишком плохой, поэтому в 11.00 мы вышли (рис.1).
Кстати, по этой дороге альпинюки на таких же машинках ездят в а/л "Узункол", но – на своих. Ну что ж, спасибо и на этом. Пошли пешком. Через километр нас догнал "УАЗ", мы его смело тормознули. Приятная беседа и щедрость водителя позволили обойтись без финансовых издержек. В 12.00 доехали почти до пг/з, расположенной у слияния рек Уллукам и Узункол. На пг/з, удивляющую размерами и отделкой (неплохо погранцы устроились!), заходить не стали.

Вслед за лесовозной дорогой свернули направо по ходу, перешли в 300 метрах ниже пг/з по мосту на левый берег р.Уллукам, поросший сосновым лесом, и поднялись вправо-вверх до первого изгиба серпантина дороги.
Здесь вновь взяли вправо и, идя траверсом, через 100 метров вышли к бурно стекающей р.Гаралыкол, возле которой в камнях оставили заброску и перекусили.
С места перекуса вышли в 13.30. Далее, вплоть до бивака, двигались сквозь лес из кавказской сосны по лесовозной дороге, которая серпантином преодолевает устьевой взлет долины р.Гаралыкол , идет вначале правым, затем, после моста - левым берегом, выводит в районе слияния рек Черенкол и Мурсалы на обширную, поросшую травой поляну с кошем (скота не было видно) , здесь преодолевает по мосту реку Мурсалы и метров через 200 упирается в мост через реку Черенкол. Тут она и заканчивается, так что на правом берегу р.Черенкол идет уже тропа.
Надо сказать, что неповторимый по красоте лес сильно страдает от рук местных браконьеров, которые насилуют его как вздумается. К ним, и к тем, кто их покрывает, кроме слова "уроды", не подходит, по-моему (автор), ни один приличный эпитет.
Бивак разбили у конца дороги, в сосновом лесу, перед мостом через р.Черенкол, радующую чистотой и вкусом своих вод . Готовили на дровах.
Окончание движения в 17ч.20мин.

Участок пути Общее ходовое время*
Долина р.Уллукам – заброска 15мин.
Заброска – МН у моста через р.Черенкол 3ч.50мин.
Начало маршрута - МН у моста через р.Черенкол 5ч.20мин.

(* – см. п.3 "О терминах" гл.2 "Общие замечания").

24 июля.
Начало движения в 9ч.05.мин.
Перешли по мосту на правый берег р.Черенкол и по остаткам тропы, вскоре исчезнувшей, двинулись вверх.
Река на всем своем протяжении периодически исчезает под землёй. Лес вскоре закончился.
Выбирая путь по старым разнообразным осыпям, добрались до озера. В этом месте ущелье сужается. У озера неплохие ночёвки, только место какое-то невеселое, как в яме сидишь.
Сразу за озером на правом берегу - мощный прижим, на который можно или подняться по крутому 45 травяному склону с выходами скал, или обойти его по более пологому узкому средне–осыпному левому берегу реки.
Мы предпочли подняться на прижим по травяному склону. За перегибом оказался чудесный, почти горизонтальный луг с короткой травой в окружении скал и крупных осыпей. Отсюда открывается вид на пер.Черенкол и вершину Кругозор Мырды. В нижней части луга негромко журчит чистый ручеек; метрах в 30 от него встаём на ночевку. Ещё один ручей, помощнее, есть в верхней части луга.
Окончание движения в 16ч.30мин.

Участок пути Общее ходовое время
МН у моста через р.Черенкол – МН на лугу над прижимом 7ч.25мин., без перекуса -5ч.45мин.
8.1. пер.Черенкол,3280,1А*

25 июля.
Начало движения в 8ч.20мин.
Пройдя чуть вперёд от места ночёвки, спустились к реке и двинулись вдоль неё. Вскоре река "нырнула" под крупные осыпи. По ним, затем по длинному снежнику с постепенно увеличивающейся до 30 крутизной подошли к перевальному взлёту в виде крутых разрушенных скал слева, переходящих в конгломератно-осыпной склон 45 50 метров справа.
Местоположение перевала неочевидно, т.к. длинный гребень не имеет ярко выраженной седловины. После некоторых сомнений (имеющиеся описания помочь не смогли, а фото при подготовке найти не удалось) был выбран путь по правому ПХД борту, как наиболее безопасный и лёгкий. Держа общее направление влево-вверх, после нескольких неприятных зигзагов по камнеопасному конгломерату вышли в 12.40 на перевал. Сняли записку туристов т/к "Крокус" из г.Краснодара.
Перевальный гребень имеет несколько небольших седловин. Анализ вариантов спуска подтвердил правильность выбранного пути подъёма. Гребень достаточно острый, палатку толком не поставишь. Вниз ведут узкие, довольно крутые кулуары, разделённые небольшими контрфорсами. Кой-где в кулуарах имеется подобие тропок.
В 13.35 двинулись вниз. Немного спустившись по второму слева (если смотреть со спуска) кулуару нашей седловинки, выбрались на контрфорс, сбросили по нему ещё метров 20-30 и, свернув вправо, вышли в первый слева кулуар, выводящий на довольно крутой мелко-, затем среднеосыпной склон 35 200 метров.
Закончив спуск, занявший у первого 35 минут, оказались на дне широкого осыпного цирка с частично заснеженным озером.
Площадки есть и у озера, но мы выбрали, как более тёплые, расположенные метрах в 100 от него, поближе к долине р.Узункол и подальше от заснеженного крутого ледника, ведущего к перевалу Беляева.
Воду брали неподалеку из небольшого ручейка, питаемого тающим снежником на правом борту цирка.
Метрах в 150 по высоте ниже нашего также есть озеро; около него со спуска мы видели палатки.
Окончание движения в 14ч.45мин.

Участок пути Общее ходовое время
МН на лугу над прижимом – пер.Черенкол 4ч.20мин.
пер.Черенкол – МН у озера 1ч.10мин.
от ночёвки до ночёвки 6ч.25мин.
8.2. пер.Беляева,3480,1Б

26 июля.
Начало движения в 8ч55.мин.
Путь подъёма в верхний цирк под пер.Беляева с места ночевки хорошо просматривается и достаточно очевиден. Он проходит вдоль левого борта ущелья, образованного восточным гребнем вер.Узловая. По осыпям, довольно резво набирающим крутизну в 35, подошли к снежнику 45 50м, зажатому между скальными выходами. Это первый ключевой участок подъёма.
Надели кошки. Экспозиция склона восточная, так что к нашему приходу снежок немного отмяк, облегчая формирование ступеней. Навесили на ледорубе вертикальные перила 50м (первый – "на три такта"), выводящие к плоской вершине скального выхода слева ПХД . Выбравшись на неё, связались и вышли на закрытый ледник, который, выполаживаясь до 10, выводит в верхний цирк, ограниченный с запада длинным, относительно невысоким гребнем между вершинами Джалпакол и Узловая.
Гребень лишён явно выраженной перевальной седловины. Путь подъема непосредственно на перевал начинается за небольшим скальным выступом в правой части гребня (ПХД), который мы обошли слева по ходу.
Сняв кошки и убрав верёвку, на три такта поднялись по снежному взлёту 35 20м до примыкающей к нему крутой жесткой камнеопасной осыпи. Преодолев её косым траверсом вправо, в 12.40 поднялись с элементами лазания на 30м по подобию тропы в полуразрушенных скалах к памятнику на перевале.
На довольно широком перевальном гребне никаких проблем с местом под палатку в случае необходимости не возникнет, но вода - только из снега. На восток с перевала открывается интересный вид на Эльбрус, а в сторону спуска – на обширную, плохо просматривающуюся подкову цирка, образованную вершинами Джалпакол, Узловая, Черенколбаши, Мурсалы, Куршо.
Сняли записку группы туристов т/к "Ратибор" из г.Ставрополь.
В плане похода было заложено восхождение с перевала на в.Узловая. Трезво оценив ситуацию (см. гл.6 "Изменение маршрута и их причины"), решили не горячиться и в 13.50 начали спуск.
Вниз с перевала идёт тропа на мелкой сыпухе крутизной 30. Через 100м тропа, достигнув наклонного дна цирка, образованного множеством разнокалиберных осыпей на скальных гребнях, закончилась. Далее спускались, стараясь придерживаться левого борта цирка. Порой наш путь проходил по крутым крупным камнеопасным осыпям, иногда выводил на "бараньи лбы" и приходилось искать пути обхода. Ничего страшного, но, возможно, более простым и менее утомительным вариантом является спуск ближе к центру цирка. Ожидаемых озёр Куршо мы, к сожалению, так и не встретили (они остались правее ПХД), поэтому и запланированных ночёвок у нас там не было. Искать озёра в этом хаосе осыпей, честно говоря, не хотелось.
Примерно за час спустились на открытый пологий ледник под пер.Северный Джалпакол.
По правому краю ледника добрались до огромной конгломератной ступени-сбросу, подпирающей выход из цирка. По турам вышли на неприятную тропу слева от шумного потока, берущего начало от языка ледника и сбегающего со ступени. Спуск 35-40 300м по жёсткой тропе требует аккуратности.
Спустившись по ступени примерно на 100м по высоте, перейдя речку по удобным камням, вышли на заросшую высокой травой пологую длинную долину с множеством чистых ручьёв. Тропа в этом месте слабеет. Долина показалась нам слегка неровной, трава – слишком высокой, поэтому бивак разбили на правом ПХД верхнем краю долины под старой средней осыпью, на довольно ровном лугу с площадками, метрах в 100 от конца спуска. Трава здесь не такая высокая, рядом - чистый ручей, да и вид лучше. По лугу проходит, как оказалось, спусковая тропа. Осталось только непонятым, куда и как (уж очень конгломератная ступень корява) она поднимается, возможно, это путь на одно из озер Куршо.
Окончание движения в 16ч30.мин.

Участок пути Общее ходовое время
МН у озера - пер.Беляева 3ч.45мин.
пер.Беляева – МН под конгломератной ступенью 2ч.40мин.
от ночёвки до ночёвки 7ч.35мин.


27 июля.
Начало движения в 8ч.40мин.
По хорошей тропе миновали пологую долину. Река, здесь чистая и небыстрая, имеет в нескольких местах заводи, удобные для купания.
Через 0,5км дошли до крупной осыпи, где, чтоб не потерять тропу, нужно ориентироваться на туры. Через 15 минут каменная россыпь закончилась и мы вышли к крутому травяному склону, по которому зигзагом спускается хорошая тропа. Слева низвергается знатный водопад, справа виден поток из-под пер.Куршо, ниже мы легко перешли его по камням.
По слабеющей тропе на правом берегу северного истока спустились до впадения его реку в р.Джалпакол, которую здесь при необходимости ещё можно перейти вброд. Долина р.Джалпакол в этом месте пологая, просторная, поросла травой. Лес на её склонах появляется ниже, примерно в километре от слияния рек.
Свернули направо и, двигаясь без тропы по правому берегу реки, обойдя прижим и некрутой сброс, примерно через 2км добрались до моста, ведущего на левый берег.
Метрах в 100 ниже моста на правом берегу расположен действующий кош – первый из встреченных нами здесь. Из него с лаем, ведя себя очень активно, выскочили 3 кавказских овчарки (ну, одна из них – щенок). Хозяин не появлялся. Не увидев какой-то мощной тропы, ведущей к кошу, и, зная, что спускаться к мосту у слияния с р.Гондарай нужно однозначно по левому берегу, решили на него и перейти. Очевидно, ошибочно.
Миновали кош с наконец-то вышедшим хозяином – грязным и вялым изможденным субъектом. Покричать-поговорить с ним сквозь солидный шум набравшей силу реки желания не возникло. Чуть ниже к реке с противоположного склона спустилась большая группа туристов, выказывающая желание перебраться на наш левый берег. Это несколько укрепило нашу уверенность в правильности выбранного пути, в чём поневоле приходилось сомневаться, т.к. тропа нас явно не баловала, надолго исчезая и являясь худенькими фрагментами. Какой-то ярко выраженной тропы долго не было и на правом берегу, но затем, после её появления, ошибка руководителя стала очевидной.
После того, как крутой левый склон, поросший сосновым лесом, прижался к реке, идти стало значительно труднее и скорость продвижения упала. В итоге было потеряно 1,5-2 часа.
Упорно продвигаясь по неудобному рельефу и зарослям, вышли на дорожку, пришедшую через мост с правого берега р.Джалпакол. Сам мост мы не видели, но по прикидкам, от него до р.Гондарай около 1,5-2 км. Вскоре дорожка выросла до размеров дороги, крутым утомительным (сброс высоты около 400 метров) серпантином спускающейся по устьевой ступени к мосту через р.Гондарай.
На лугу перед мостом находится недействующий кош, немного выше него – небольшой ручеёк. Сюда мы добрались в 13.30. Перекусив, в 15.00 перешли по мосту на левый берег, где наша дорога примкнула к идущей вдоль пологой долины р.Гондарай. Долина, поросшая сосновый лесом, довольно живописна, но и здесь наследили лесные браконьеры.
Через 2,5км подъема перешли вслед за дорогой по мосту на правый берег, а ещё метров через 600, преодолев по шаткому бревну приток, вышли к симпатичной поляне у дороги. Вновь форсировав по импровизированному мостику тот же приток, бегущему здесь вдоль дороги, встали на ночёвку в 30м за поляной на пологом лугу. Готовили на дровах.
Окончание движения в 16ч.25мин.

Участок пути Общее ходовое время
МН под конгломератной ступенью – мост через р.Гондарай 4ч.50мин.
мост через р.Гондарай – МН у притока 1ч.25мин.
от ночёвки до ночёвки 7ч.45мин.


28 июля.
Начало движения в 8ч.25мин.
Продолжили движение по дороге. Через 2км дошли до места впадения р.Индрикой в р.Гондарай. Здесь встретили стадо бычков - судя по всему, неподалёку есть кош.
Чуть выше слияния рек есть мостик через р.Индрикой (нам туда не надо). Начали подъём по правому берегу р.Индрикой по хорошей тропе в сосновом лесу. Тропа серпантином взбирается на устьевую ступень.
Более выигрышным кажется вариант подъёма по чуть ранее уходящей влево (до впадения р.Индрикой) лесовозной дороге, на которую мы вышли через 40-50 минут движения, причём последние 80м тропы завалены деревьями. Зато мы нашли несколько белых грибов и созерцали с тропы грохочущий водопад в узком суровом каньоне.
Ещё в начале подъёма по тропе заметили спускающихся по ущелью р.Гондарай погранцов, а вскоре на лесовозной дороге пришлось дважды показывать документы идущим навстречу пограничным дозорам. Спасибо "Барсу", пропуск нам выправили самый настоящий. Пожелав счастливого пути, пограничники удалились.
Через 2км подъёма, миновав границу леса, который "убежал" на склоны, вышли на пологую поросшую травой долину, тянущуюся вплоть до устьевой ступени р.Актебе. Выше по склону, слева по ходу – действующий кош. Дорога становится просто тропой. Посередине долины – отличный ручей, первый за время подъёма от р.Гондарай. Здесь рекомендуется набрать воду, т.к. до следующего чистого ручья 2 часа хода.
Миновав долину, подошли к устьевой ступени р.Актебе – древней морене из каменных глыб, частично поросшей можжевельником и рододендронами, частично – вековыми соснами.
Имеется два варианта подъёма на ступень – по травяному склону вдоль морены (не доходя до неё), и от слияния рек Актебе и Кичкинекол (не путать с одноимённой рекой в ущелье Узункол). Плюсы первого варианта – очевидность и некоторый выигрыш по времени, второго – защита от палящего солнца и отсутствие монотонности.
По низу ступени вдоль р. Индрикой идёт мощная тропа. Надеясь, что она выведет на ступень, мы дошли до моста на левый берег р.Индрикой, чуть ниже слияния рек Актебе и Кичкинекол. Тропа коварно свернула вправо на мост. Возвращаться не хотелось, и после некоторых поисков возник упомянутый выше второй вариант –малозаметная крутая тропка (туры иногда попадаются), начинающаяся от моста и идущая среди огромных сосен и каменных глыб по правому берегу р.Актебе. Всё довольно мило, но другим группам, если они не следопыты, рекомендуем первый вариант преодоления устьевой ступени.
Преодолев часа за полтора устьевую ступень, вышли на тропу, пришедшей с просторов пологой долины, откуда мы держали путь. Где она берёт начало - неизвестно, во всяком случае, из-под ступени её видно не было. Возможно, как это нередко бывает, тропа, отсутствующая на просторном лугу, была набита скотом, вынужденно идущим гуськом при сужении рельефа. Не исключено, правда, что она поднимается верхами долины.
Долина р.Актебе идёт пологими ступенями. Лес практически сразу заканчился. Продолжили движение по правому берегу очень мутной реки. Примерно в километре от границы леса тропа взбирается на скальную ступень, за которой расположился действующий кош. Перед ступенью довольно симпатичный луг с чистым неспешным ручьём, наконец-то утолившим нашу жажду. Перекус, время 14.00. Место вполне подходит для комфортной стоянки, но потребует более раннего выхода для преодоления закрытых ледников Актебе и Мырды.
В 16.00 выходим. Миновав кошару и отару овец, подошли по тропе к осыпи с редкой травкой под очередной каменистой ступенью (от места перекуса примерно 1км). Тропа здесь заметно слабеет, не потерять направление помогают туры. Немного ниже ступени обнаружили площадки под палатки, рядом – чистый ручеёк. Небо потемнело, готовясь к грозе, и мы решили встать раньше запланированного на стоянку.
Окончание движения в 17ч.20мин.

Участок пути Общее ходовое время
МН у притока р.Гондарай – место перекуса в долине р.Актебе 5ч.35мин.
место перекуса – МН под каменистой ступенью ниже л.Актебе 1ч.20мин.
от ночёвки до ночёвки 8ч.55мин.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Приэльбрусье 2004
  • Район похода: хребет Кодар (Северное Забайкалье)
  • Приполярный Урал 4 к.с. 2005г.
  • Поход пятой категории сложности по Кодарскому хребту
  • Пешеходный поход - Саяны


  • Информация
     
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.